XVIII Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения

С целью реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы 31 октября – 1 ноября 2019 года в городе Полоцке прошли XVIII Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения на тему «Духовно-нравственные основы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения» (далее – чтения).

В ходе работы чтений обсуждались вопросы православного просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обмен опытом эффективного взаимодействия учреждений образования и Белорусской Православной Церкви в рамках секций, педагогических мастерских, дискуссионных площадок, научно-практических семинаров.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ»

Руководитель мастерской: Кравец Александра Евгеньевна, заведующий отделом краеведения и патриотического воспитания УО «Республиканский центр экологии и краеведения»

Количество участников: 31 чел.

Количество выступлений: 10.

В ходе работы педагогической мастерской «Эффективные формы и методы работы учреждений образования по православному краеведению» обсуждались содержательные аспекты православного краеведения в системе образовательного процесса.

Основная задача работы педагогической мастерской – актуализация опыта работы по православному краеведению каждого участника мастерской, с целью расширения их сферы профессионального самосознания, – была выполнена.

В рамках педагогической мастерской её участниками были представлены разные формы и методы работы учреждений образования по православному краеведению.

Абрамович Светлана Сергеевна, воспитатель ГУО «Ясли – сад № 25 г. Полоцка» представила разработанный курс занятий «Православное краеведение. Святыни Полоцкой земли» для воспитанников старшего возраста. Экскурсии к памятникам духовной культуры, дидактические игры, конкурсы чтецов духовной поэзии и прозы и другие мероприятия, проводимые в рамках курса, позволяют вызвать у детей и молодежи живой интерес к православной культуре.

Опыт изучение истории православия через организацию экскурсий, велопоходов по святым местам Лепельщины был представлен Бабенко Еленой Ивановной, учителем белорусского языка ГУО «Старолядненская ясли-сад – базовая школа Лепельского района». В этом учреждении на базе 5 класса организованы факультативные занятия «Основы православной культуры».

Ковалевич Александр Николаевич, учитель истории и обществоведения ГУО «Волчинская средняя школа Каменецкого района» представил одно из направлений православного краеведения, которое реализуется в учреждении образования – исследовательскую деятельность. Учащимися подготовлена исследовательская работа «Утраченные храмы Каменетчины», в рамках которой было проведено изучение истории храмов района, установлены обстоятельства уничтожения православных церквей в ХХ веке. Собраны сведения о каждой из разрушенных церквей, составлен реестр. При сборе информации ребята использовали официальные источники, архивные данные, живые свидетельства, отметил Александр Николаевич. Создан канал на сервисе youtube, где размещены фильмы о разрушенных святынях. Исследовательская работа в рамках православного краеведения нашла продолжение в проекте о придорожных крестах Каменецкого района. Исследованы придорожные кресты Каменецкого района, создана интерактивная карта, которая позволяет демонстрировать исследовательский видеоматериал.

«З вопыту работы па распрацоўцы віртуальнай музейнай прасторы для фарміравання актыўнай грамадзянскай пазіцыі вучняў на базе гісторыка-краязнаўчага музея гімназіі» – это тема, на которой акцентировала внимание участников педагогической мастерской Похвалённая Алина Казимировна, руководитель народного историко-краеведческого музея, учитель белоруского языка и литературы ДУА «Гімназія №25 г. Мінска».

«На нашу думку, праца над вэб-праектамі дазволіць вучням набыць навыкі, якія дапамогуць ім у далейшым ствараць уласныя інтэрнэт-прадукты для паспяховай самарэалізацыі. Мы прышлі да высновы, што сумесная творчая дзейнасць настаўнікаў, вучняў і іх бацькоў па распрацоўцы віртуальнага музейнага асяроддзя садзейнічае фарміраванню іх камунікатыўных і медыйных кампетэнцый, росту матывацыі да вывучэння гісторыі роднага краю», – константировала Алина Казимировна.

Активное использование информационно-коммуникационных технологий в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи продиктовано сегодняшними реалиями, способствует тесному взаимодействию педагогов и учащихся, которые сегодня являются «специалистами» по применению технических средств в исследовательской краеведческой деятельности.

Радецкая Ирина Евгеньевна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 2 г. Слонима» со своими воспитанниками буквально «держат историю в руках». Ирина Евгеньевна представила нетрадиционную форму организации работы в рамках православного краеведения с учащимися – проведение археологического лагеря. Детский туристско-краеведческий лагерь «Юный археолог», совместный проект с институтом истории Национальной академии наук Беларуси.

Каждый год на протяжении десяти дней в июле месяце воспитанники Ирины Евгеньевны становятся участниками Лавришевской археологической экспедиции. «Вечерние духовные посиделки» у костра с горячим чаем вместе с игуменом Евсевием способствуют духовному укреплению и детей, и взрослых, – поведала Ирина Евгеньевна.

Данный проект включает: летнюю полевую школу по обучению технике ведения археологических раскопок, интерактивные и образовательные экскурсии, участие в мастер-классах и археологических исследованиях под руководством ученых, а также лекционные и практические занятия. Ключевым моментом является сочетание археологических раскопок и исторической реконструкции, воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Исследовательский метод, являющийся центральным в археологии в целом и в школьной археологии в частности — это высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Ребята становятся не потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса, самостоятельно «добывают» исторические знания, живя по законам Божьим.

Цыганок Неонила Львовна, учитель-методист, преподаватель истории и обществоведения ГУО «СШ № 2 г. Осиповичи», в своем выступлении «Жизнь протоиерея Стефана Кучинского как образец нравственного поведения для современной молодежи» пошагово представила пути исследования в рамках заданной темы.

Справочно: Во время Великой Отечественной войны «Стефан Кучинский не только крестил в православную веру, но и помогал переправлять евреев в глухие деревни, где они скрывались от фашистов или уходили в партизаны, и так сохранили свои жизни. Один из спасённых, Борис Гришанович написал ходатайство о присвоении звания «Праведник народов мира» С.О. Кучинскому, а мы собрали и направили в отдел Праведников Мемориального института Катастрофы и Героизма европейского еврейства «Яд Вашем» (Израиль) документы для присвоения этого звания протоиерею С. Кучинскому. В 2017 г. почетное звание «Праведник народов мира» присвоено протоиерею С.О.Кучинскому (посмертно). Он стал вторым православным священником в Беларуси, которому присвоено это звание.

Представленный опыт работы очень актуален, так как существует ещё много белых пятен в этом направлении православного краеведения. Жизнь священнослужителей периода Великой Отечественной войны, их нравственный и гражданский подвиг не должен быть предан забвению. Неонила Львовна указала пути исследования в данном направлении.

Богданович Елена Сергеевна, методист отдела туризма и активного отдыха ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодёжи» представила историко-краеведческий проект «Полоцк глазами детей или город в миниатюре». Проект проводится как цикл отдельных самостоятельных мероприятий, направленных на изучение, сбор материалов и реконструкцию историко-культурного наследия Полоцкого региона.

В 2017 году был реализован первый этап проекта «Полоцк глазами детей или город в миниатюре», итогом которого стало создание передвижной экспозиции историко-архитектурных макетов города Полоцка. Всего было изготовлено 26 макетов в масштабе 1:30 (в том числе православные храмы).

В 2018 году был реализован второй этапа проекта «Краіна майго дзяцінства». В течение года творческие группы изготавливали макеты и арт-объекты, объеденные понятием «малая родина». Презентация проекта прошла в рамках празднования Дня города и была представлена на двух площадках: в районе площади Свободы и площади Франциска Скорины.

В 2019 году в разработан и реализуется третий этап – «Лента времени». По итогам реализации данного этапа планируется создание в 10 учреждениях общего среднего и дополнительного образования Полоцкого района творческих исторических мастерских, занимающихся реконструкцией и разработкой анимационных исторических программ по изучаемому историческому периоду Полоцкой истории.

Проект, представленный Еленой Сергеевной, сопровождался видео-презентацией, что позволило участникам мастерской увидеть практический выход всех этапов проекта, воочию убедиться в заинтересованности детей, педагогов, местной администрации и общественности в проведении подобного рода мероприятий.

Соломахо Инна Васильевна, учитель белорусского языка и литературы, руководитель этнографического музея «Беларуская хатка» ГУО «Ясли-сад базавая школа №11 г. Полоцка» предложила в методическую копилку педагогической мастерской формы и методы работы этнографического музея «Беларуская хатка» в рамках православного краеведения. «Роль школьного музея постоянно возрастает, потому что именно через него можно довести до школьников не только знания по истории и культуре родного края, но и показать их в более интересной форме, максимально приближенной к действительности того времени. А при широком использовании информационных технологий музей превращается в настоящий центр формирования духовной культуры и активной гражданской позиции учащихся», – отметила Инна Васильевна.

Козлова Валентина Семеновна является руководителем ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию ГУО «Залужская средняя школа Стародорожского района», где с 2016 года работает районный ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе православных традиций белорусского народа. Валентиной Семеновной был сделан акцент на системе работы ресурсного центра, на сотрудничестве с приходами, на мероприятиях с учащимися… ..Паломнические поездки и путешествия по храмам городов и Святым местам являются логическим продолжением проводимых мероприятий, позволяя детям приобретать новые знания.

Создана интерактивная карта «Святыни Стародорожчины». Используя карту можно, не выходя из дома, ознакомиться со всеми объектами духовной культуры района и выбрать для себя  персональный маршрут. Ведется работа по созданию виртуальных экскурсий по храмам Стародорожчины.

Свириденко Анна Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Гимназия №2 г. Пинска» познакомила участников педагогической мастерской с историко-краеведческим проектом «Отечества земного благодать».

….«Ценность данного проекта в том, что при разработке маршрутов используется богатейший потенциал полесской земли. Работа ведется по принципу «прекрасное – рядом». Обучающиеся и взрослые с огромным интересом знакомятся с историей своей малой Родины, искренне удивляясь ее богатству, узнают о судьбах своих земляков. Истинная значимость таких поездок не в том, сколько фактов запомнили ребята, а в том, остались ли они с глубоко осмысленным внутренним убеждением, что духовный и нравственный путь – путь настоящей жизни.

Содержание проекта:

на мотивационном этапе учащиеся включаются в проект через изучение истории и географии Пинской епархии. Формы работы: уроки духовности, круглый стол, заочное путешествие, заседания родительского клуба «Школа любви»; разработка предполагаемых маршрутов, используя краеведческую литературу, имеющийся наглядно-иллюстративный материал;

на основном этапе учащиеся включаются в экскурсионную деятельность с посещением разработанных маршрутов. Экскурсии проводят юные экскурсоводы гимназии. Храмы, которые посещают участники экскурсий, являются культурно-историческими памятниками православного зодчества, со своей богатой историей, познавать которую очень интересно. Важным составляющим экскурсий являются беседы со священнослужителями, настоятелями приходских храмов, встречи с местными жителями, прихожанами. Беседы, посещение храма показывает учащимся, как православные христиане формируют свою личность в сравнении с нравственным образом, эталоном, который они находят в личности Христа, в примерах библейских героев и святых, развивают свои положительные качества;

на заключительном этапе с участниками проводится рефлексия в форме ответов на вопросы, викторин, организации игры-путешествия «Дорога к храму», написания эссе, из которых формируется «Дневник путешественника». Затем классным руководителем проводится мониторинг (анкетирование) участников проекта, оформляются новые индивидуальные туристические маршруты, проводится их презентация, разработаны буклеты «Пинск православный», «Отечества земного благодать», посвященный 30-летию восстановления Пинской епархии.

Результаты реализации этапов проекта регулярно освещаются в региональных средствах массовой информации»…

Темы, поднятые выступающими в ходе работы педагогической мастерской, актуальны и объединены стремлением придать работе по формированию духовной и нравственной личности целенаправленный и динамичный характер, повысить ее качество и действенность.

«Методическая копилка», созданная участниками педагогической мастерской, включает следующие формы и методы работы учреждений образования в рамках православного краеведения в целях духовно-нравственного воспитания детей и молодежи:

создание ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

организация факультативных занятий «Основы православной культуры»;

проектная деятельность;

организация экспедиций, экскурсий, слетов и лагерей православного направления;

научно-исследовательская деятельность;

музейная деятельность;

использование информационно-коммуникационных технологий.

Понравилась статья?

Поделитесь: