Основные направления государственной политики в области информационной безопасности

МАТЕРИАЛЫ для членов информационно-пропагандистских групп (декабрь 2022 г.)

Основные направления государственной политики в области информационной безопасности

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства информации, Министерства обороны, Следственного комитета Республики Беларусь, Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь, материалов государственных СМИ

Сегодня мы становимся свидетелями стремительной виртуализации политического пространства. Никого не удивляет активное использование методов манипулирования общественным мнением. Распространяется практика целенаправленного информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам. Соперничество, борьба за достижение и удержание информационного превосходства занимают ключевое место в мировой конкуренции. Информационное преимущество выступает важнейшей силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов.

Объектом неприкрытого информационного давления со стороны ряда западных стран и альянсов стала и Республика Беларусь. Уровень технологий, задействованных оппонентами белорусского государства в их попытках дестабилизировать наше общество, сменить конституционный строй, очень высок.

Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с активом местной вертикали 30 июля 2021 г. назвал причины развязанной против нашей страны гибридной войны: ”Наши ценности не вписываются в систему глобалистского мироустройства, потому что противоречат и мешают целям тех, кто в этой системе намерен доминировать. В отличие от нас, белорусов, как и большинства народов мира. Ведь что не нравится на самом деле, я бы даже сказал, раздражает, – то, что белорусы являются хранителями мира, христианских традиций и, скажем откровенно, здорового консерватизма. Что мы являемся образцом межнационального, межконфессионального и социального единства – всего того, что делает нас, как и любое другое государство, суверенными, независимыми. И особенно их раздражает то, что мы оказались сильнее технологий так называемых цветных революций“.

  1. Информационное противоборство в XXI веке

Об информационно-психологических баталиях можно вести речь, начиная с середины XX века, когда в условиях ”холодной“ войны власти многих государств активизировали усилия по защите своих граждан от внешней дезинформации. В то время речь главным образом шла о достижении фактического доминирования государства в медийном пространстве за счет жесткого контроля над национальными СМИ и дискредитации любых структур, отражающих неправительственную точку зрения. Ситуация радикально изменилась с началом цифровой революции (рубеж 80-х – 90-х годов прошлого века), когда информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) практически стерли государственные границы.

Сегодня сетью Интернет охвачено 2/3 населения планеты (63 %). По данным Международного союза электросвязи, за десять лет количество пользователей ”Всемирной паутины“ выросло почти в два раза: с 2,2 млрд. в 2012 году до почти 5 млрд. в 2022 году. По прогнозам компании IoT Analytics, к 2025 году к Интернету будет подключено 75% всех устройств.

Как следствие, характерной чертой современных конфликтов стало сочетание традиционных методов вооруженного противоборства со стратегиями комбинированного воздействия. Одним из наиболее распространенных методов гибридной войны является массированное информационно-психологическое воздействие (информационная война).

Справочно:

Информационная война – противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информаци-онным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения правительства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.

”Информационное противоборство предшествует горячей войне и сопровождает любое военное противостояние“, – заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко (26 мая 2022 г., совещание по вопросам обеспечения военной безопасности).

Одним из элементов такого противостояния является создание и функционирование так называемых центров кибербезопасности НАТО. Формирование кибервойск ведется во всех сопредельных с Беларусью странах. Общие тренды в данной области задают США (кибернетическое командование их вооруженных сил насчитывает около 9 тыс. штатных сотрудников) и применение киберопераций в глобальном масштабе закрепляется в документах стратегического планирования.

В целом эти меры нацелены на обеспечение глобального доминирования Запада в киберпространстве, связаны с ущемлением интересов равноправия, конституционных основ и национальных ценностей других суверенных государств, а поэтому являются основным современным угрозообразующим фактором по отношению к их национальным информационным инфраструктурам.

Параллельно с этим в мире насчитывается порядка 1,9 тыс. хакерских группировок без национальной привязки, но стоящих на страже западных интересов. Хакеры в состоянии нанести обороноспособности противника существенный урон, не говоря уже об организованных группах ”компьютерных бойцов“. По оценкам Cybersecurity Ventures, на планете к 2025 году объемы финансовых потерь от киберпреступлений могут достичь 10,5 трлн. долл. США.

  1. Технологии манипуляции общественным мнением

Повсеместное распространение ИКТ расширило перечень средств и методов воздействия на массовое сознание.

Это стало возможным в первую очередь за счет информационной перегрузки современного человечества. Не только простым людям, но даже авторитетным экспертам-аналитикам стало в разы сложнее оперировать нынешними объемами данных, ориентироваться в глобальных тенденциях, не говоря уже о выверенном прогнозировании грядущих социально-экономических процессов. В условиях информационного перенасыщения гражданам становится сложнее различать действительность и вымыслы. Не желая тратить время и силы на критический анализ сообщений и комментариев, многие люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления: предпочтение отдается той информации, которая соответствует мировоззрению читателя, телезрителя либо пользователя Сети. Таким образом снижается значимость объективных фактов (т.н. феномен ”постправды“). Одновременно происходит уменьшение влияния на человека классических социальных институтов – государства, семьи, армии, церкви.

Грань между предложенной ”правдой“ и реальными событиями размывается. ”На Западе политику в принципе давно превратили в постановочное кино, шоу. Людей приучили к такому формату подачи информации, поэтому правда порой не интересна. Интересней фейк, шоу. Потому что красиво поставлен. Реальность порой скучна и не такая яркая, как вранье и фейки. И в этом главная проблема. В итоге мы видим: даже примитивно сфабрикованные сюжеты принимаются людьми на веру“, – отметил Глава государства А.Г.Лукашенко 31 мая 2022 г. на совещании по вопросу совершенствования информационной политики.

Справочно:

Согласно данным Лиги безопасного интернета, озвученным 2 ноября 2022 г. на медиафоруме стран СНГ, ”ежедневные расходы на кампанию по распространению дезинформации против России и Беларуси составляют 25 млн. долл. США“.

Новейшие инструменты политического маркетинга способствуют созданию точного психологического портрета интернет-пользователя, что позволяет целенаправленно работать с небольшими социальными группами с применением политических технологий. 

Значительные возможности для управления общественным мнением создает вмешательство в алгоритмы поиска и выдачи информации из сети Интернет.

Справочно:

К примеру, в системах Google или Yandex 90% переходов на сайты происходит сразу с первой страницы поисковика (причем половина из них – с первых двух ссылок). Поэтому на первое место иногда ”случайно“ выводятся ссылки на ”нужные“ веб-ресурсы.

Влияние также оказывается через контекстную рекламу, которая навязывает пользователю деструктивную информацию в процессе чтения интернет-страниц или в ходе просмотра роликов на видеохостингах.

Таким образом через информационное пространство фактически происходит вмешательство во внутренние дела государства.

Деструктивное информационно-психологическое воздействие преследует цель изменить мнения, побуждения, ценностные ориентации и действия людей в соответствии с интересами внешних сил.

Происходит размывание национального менталитета и идентичности, слом культурного кода общества. При помощи манипулирования массовым сознанием осуществляется дискредитация властных структур, формирование и реализация протестной активности, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, вовлечение граждан в террористическую и экстремистскую деятельность. Результатом становится снижение темпов развития и разрушение государств, провоцирование крупномасштабных конфликтов между странами, этносами и конфессиями.

Искажение исторической правды, фальсификации истории и ”войн памяти“ является одним из инструментов в дестабилизации внутриполитических процессов, причем по сути направлено на обеспечение политического, морально-нравственного, духовного доминирования, общего превосходства, снижение порогов дозволенности во взаимоотношениях и ее оправдание вплоть до территориальных претензий.

Фактом информационно-психологического давления на нашу страну стало приостановление Международным паралимпийским комитетом членства Беларуси в организации. Наряду с прочим, это означает продолжение попыток ”раскачать“ белорусское общество, вызвать недовольство по отношению к собственному государству. В то время как белорусская сторона выполняет все требования Конвенции о правах инвалидов, со стороны Международного паралимпийского комитета осуществляется дискриминация белорусских спортсменов-инвалидов по национальному признаку и ущемляются их права на участие в международных спортивных соревнованиях.

  1. Основные направления обеспечения информационной безопасности в Республике Беларусь

Состояние информационной сферы в Республике Беларусь характеризуется высоким уровнем доступа населения страны к массовой информации. Количество национальных средств массовой информации и интернет-ресурсов неуклонно увеличивается, формируется при участии государства и в негосударственном секторе.

Справочно:

На 1 ноября 2022 г. в Мининформе зарегистрировано 1 189 печатных СМИ (413 государственных, 776 – негосударственных); 195 телерадио-вещательных СМИ (116 государственных и 79 негосударственных);
7 информационных агентств (2 государственных и 5 негосударственных); 39 сетевых изданий (31 государственное и 8 негосударственных).

В нашей стране ежегодно увеличиваются пропускная способность внешних каналов доступа в сеть Интернет, количество интернет-пользователей, абонентов сетей электросвязи.

Справочно:

По данным Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, с развитием сетей электросвязи в нашей стране постоянно растет процент доли населения, пользующегося Интернетом. На начало 2022 года данный показатель составил 86,9 %.

Развивается информационное взаимодействие граждан, создаются сетевые сообщества для коммуникации, обмена информацией, общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов и др.

Основополагающим документом, определяющим государственную политику в области информационной безопасности, является Концепция информационной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция), утвержденная Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь № 1 от 18 марта 2019 г.

Справочно:

Согласно Концепции, информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

Целью обеспечения информационной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности информационной сферы, который обеспечивает реализацию национальных интересов Республики Беларусь и ее прогрессивное развитие.

Концепция разработана в целях предметной и всесторонней защиты национальных интересов в информационной сфере, определяемых Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь.

Серьезным шагом в защите белорусского информационного пространства стал ряд новаций, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24 мая 2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации», которые направленны на регулирование правоотношений в интернет-пространстве. Данные нововведения успешно работают и позволяют оперативно реагировать на различного рода вбросы.

Справочно:

Всего с 01.01.2015 по 01.11.2022 в Беларуси приняты решения об ограничении доступа к 8 025 интернет-ресурсам и их составным частям, в том числе за истекший период 2022 года – к 3 002 интернет-ресурсам. В 2021 году отмечался резкий рост количества экстремистских материалов: в республиканский список экстремистских материалов за 2021 год Мининформом включено 684 материала на основании
420 решений судов.

МВД проводится активная информационная и правовая работа по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения, недопущению реабилитации нацизма, введению ответственности по отдельным статьям административного и уголовного законодательства.

Справочно:

В соответствии с постановлением Совета Министров от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» регламентирована работа по признанию экстремистскими формированиями и привлечению к уголовной ответственности их создателей и активных участников. По данным МВД, на сегодня таковыми признаны более 300 Telegram-каналов и чатов. При этом полностью прекращена деятельность более 160 деструктивных Telegram-каналов и чатов.

В 2021–2022 гг. по заявлениям МВД информационная продукция
778 Telegram-каналов (чатов) и иных интернет-ресурсов
признана судами экстремистскими материалами.

В результате идеологической, информационной, нормотворческой и практической работы органов внутренних дел по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения с осени 2021 г. по настоящее время зафиксировано более 500 тыс. отписок пользователей от основных экстремистских Telegram-каналов и чатов (всего их более 1 тыс., а количество подписчиков более 2 млн.), специализировавшихся на белорусской повестке.

В условиях возрастающего информационного давления на Республику Беларусь приоритетной задачей для редакций государственных СМИ является создание качественного и аргументированного контрпропагандистского контента.

Справочно:

В эфире всех теле- и радиоканалов Белтелерадиокомпании, а также в сообществах в социальных сетях оперативно размещается информация официальных представителей государственных органов, госструктур и организаций, связанная с реагированием на распространение фейков и вбросов деструктивной информации.

Телеканал «ОНТ» запустил проект «Антифейк», созданы спецрубрики (например, «Будет дополнено»), реализуются авторские проекты «Марков. Ничего личного», «Полит STAND UP», «Пропаганда».

На телеканале «СТВ» опровержение фейковых новостей осуществляется в информационно-аналитической программе «Неделя», авторских проектах Г.Азаренка и Е.Пустового и др. Активно работают БелТА, «СБ. Беларусь сегодня», «Звязда», другие центральные издания.

Большая работа в данном направлении ведется региональными СМИ. Созданы специальные рубрики, проекты (в том числе в соцсетях): «Факты против фейков», «Развеиваем слухи», «Достоверно», «Актуально», «Стоп! Фейк!», «Антифейк», «Острый ракурс», «По слухам», «Фотофакт» и др.

  1. Ситуация в сфере противодействия киберпреступности в Республике Беларусь

Способы совершения киберпреступлений в Республике Беларусь постоянно видоизменяются и активно развиваются, что представляет определенную сложность в их раскрытии и расследовании. Актуальны следующие виды киберугроз в Республике Беларусь, с которыми могут столкнуться физические лица: вишинг (попытка мошенников обманом выведать у жертвы конфиденциальные сведения по телефону или в мессенджере), фишинг (преступник пытается получить у жертвы информацию с использованием специально созданного интернет-сайта), заражение вирусным и вредоносным программным обеспечением, сватинг (фальшивые сообщения о серьезных правонарушениях) и др.

В структуре криминогенной обстановки по-прежнему преобладают преступления, относящиеся к хищениям путем модификации компьютерной информации, по фактам несанкционированного доступа к компьютерной информации и заведомо ложные сообщения об опасности.

Справочно:

Тематика компьютерных преступлений в отношении граждан и юридических лиц предметно освещалась в материалах к единому дню информирования населения в мае 2021 г.

По данным МВД, за январь – октябрь 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом 2021 года отмечена положительная тенденция по сокращению количества зарегистрированных киберпреступлений с 13 427 до 11 707 (-12,8 %).

Число таких уголовно наказуемых деяний уменьшилось во всех регионах страны, за исключением г. Минска (+5,2 %; с 3 842 до 4 042 киберпреступлений). Значительное сокращение киберпреступлений характерно для Могилевской (-30,5 %), Гродненской (-27,0 %) и Брестской (-20,7 %) областей.

Число особо тяжких и тяжких киберпреступлений в республике также несколько снизилось с 426 до 307 (-27,9 %), за исключением Гомельской области (+47,2 %; с 36 до 53).

Удельный вес киберпреступлений от общего количества регистрируемых преступлений по республике в январе – октябре 2022 г. составил 16,1 % (в 2021 году – 18,8 %), что по-прежнему оказывает влияние на формирование общереспубликанской уголовной статистики.

Сумма установленного материального ущерба от совершения киберпреступлений составила в январе – октябре 2022 г. 4,1 млн. рублей
(в 2021 году – 741,7 тыс. рублей).

В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению киберпреступлений, с начала текущего года сотрудниками подразделений органов внутренних дел внесено 1 188 представлений.

Таким образом принимаемые правоохранительными органами организационные и практические меры позволили стабилизировать обстановку в стране в сфере противодействия киберпреступности.

  1. Национальные интересы в информационной сфере

Новые вызовы и угрозы диктуют необходимость корректировки Концепции национальной безопасности. На это обратил внимание и Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, выступая на шестом Всебелорусском народном собрании. По мнению Главы государства, важнейшими задачами в условиях нарастающей нестабильности является необходимость принятия превентивных мер в целях надежного обеспечения защиты суверенитета и территориальной целостности страны от внешних и внутренних угроз.

Проведенная работа по корректировке Концепции национальной безопасности показала, что национальные интересы Республики Беларусь охватывают все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, тесно взаимосвязаны и являются концептуальными ориентирами для ее долгосрочного развития. Они подразделяются на стратегические и основные.

К стратегическим национальным интересам, в том числе, относятся:

всемерная защита белорусского народа;

незыблемость идеологии белорусского государства, что обусловлено новыми положениями преамбулы и статьи 4 обновленной редакции Конституции Республики Беларусь;

сохранение самобытности, укрепление духовно-нравственных ценностей белорусского народа, развитие современного культурного пространства страны, защита исторической памяти;

патриотическое воспитание граждан, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений;

совершенствование научно-технологического и образовательного потенциалов.

Основными национальными интересами в информационной сфере являются:

реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

сохранение национальной идентичности и памяти о героическом прошлом белорусского народа;

дальнейшее развитие безопасной информационной среды и информационного общества;

защита общества от деструктивного информационного воздействия;

эффективное информационное обеспечение и сопровождение государственной политики;

преобразование информационной индустрии в экспортноориентированный сектор экономики;

надежное и устойчивое функционирование национальных информационных систем и инфраструктуры, ресурсов субъектов информационных отношений;

развитие международного информационного сотрудничества на основе национальных интересов Республики Беларусь;

обеспечение сохранности государственных секретов и иной информации, распространение и (или) представление которой ограничено.

***

Республика Беларусь в сложной геополитической обстановке отстаивает свои национальные интересы, защищает суверенитет и территориальную целостность.

Как подчеркнул Президент А.Г.Лукашенко 20 сентября 2022 г. на встрече с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Вольфовичем А.Г., ”Вопрос информационной безопасности – вопрос вопросов. Сейчас идет война прежде всего в сфере информационной безопасности. И здесь подключены должны быть все – от журналиста до президента. Война войной. Информационная война – это очень опасно в современном мире. Начиная, опять же, от газеты-районки и прочей какой-то частной газеты и заканчивая Интернетом. Везде должны активно работать“.

Понравилась статья?

Поделитесь: