
Семинар для педагогических работников по использованию материалов «Климатической шкатулки»
22-23 апреля 2024 года состоялся семинар для педагогических работников, которые планируют использовать комплект учебно-игровых материалов «Климатическая шкатулка» при работе с учащимися в процессе начального, общего среднего и дополнительного образования. К мероприятию присоединились педагоги из всех областей Беларуси и г. Минска, а также представитель Министерства природных ресурсов – Мелешкова Елена Михайловна начальник Управления аналитической работы, науки и информации; Чабровская Ольга Михайловна координатор программ и проектов в области охраны окружающей среды, энергетики, изменения климата и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций ПРООН в Беларуси; Вавилонская Ольга Николаевна, координатор проекта «Климатическая шкатулка».
Региональные тренеры Данила Сорокин и Елена Мальц рассказали о проекте «Климатическое образование в целях продвижения ЦУР и продвижения климатической повестки (Климатическая шкатулка)», основная цель которого – повышение осведомленности по вопросам изменения климата. Для реализации проекта вовлекаются представители различных секторов общества: молодежь, преподаватели, некоммерческие организации, широкая общественность, правительство.
Во время семинара белорусские учены поделились сведениями о наблюдениях за изменением климата в Беларуси, последствиях для различных отраслей экономики и населения. А педагоги рассказали о своей деятельности по популяризации экологического образования.

Основная же часть семинара была посвящена обзору материалов «Климатической шкатулки» и ее адаптации для белорусской системы образования. Стоит отметить преимущества и уникальность разработанной программы по изучению климата: структурированность, занимательность, авторский состав, содержащиеся в нем рекомендации и международный охват. Климатическая шкатулка уже применяется или будет использоваться в 10 странах и переведена на 14 языков, отдельные страны могут дорабатывать локальные версии для регионов или крупных городов.
«Климатическая шкатулка» включает следующие материалы: иллюстрированное пособие для учащихся с познавательными материалами и разнообразными вопросами и заданиями, а также методическими рекомендациями для учителей по использованию комплекта материалов на уроках в разных классах, обучающие пазлы, раскраски «Ритм углерода», набор игровых опросных карточек, настенную карту, иллюстрирующую возможные последствия изменения климата для природы и человека в различных регионах, плакат с советами о том, как сократить свой углеродный след, плакат с рекомендациями, как противостоять и адаптироваться к неизбежным последствиям изменения климата, интернет-сайт climate-box.com, включающий в себя в электронном виде все материалы комплекта.
Особое внимание было уделено практической части. Команды педагогов в реальном времени разрабатывали проекты по двум темам: «Борьба с изменением климата» и «Адаптация к климатическим изменениям». Тренеры сделали разбор представленных проектов и прокомментировали каждый этап работы над проектом с целью сделать их более успешными.
Еще одним практическим заданием стало написание плана урока с использованием материалов «Климатической шкатулки». Командная работа получилось очень творческой, созданные планы уроков – разнообразными по формам работы и с ценным информационным наполнением.
Участники высоко оценили представленные материалы «Климатической шкатулки» и готовы рекомендовать их своим коллегам.
Презентации тренеров семинара, белорусских ученых и других вступающих можно скачать по ссылке.