В помощь молодому педагогу

ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ?

Занятие – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. Занятие в учреждении дополнительного образования характеризуется и как организационная форма обучения, и как временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его особенности. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Чем отличается занятие в дополнительном образовании от урока школе? В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности учащихся. Занятие в системе дополнительного образования прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к

действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).

Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом в соответствии с учебно-тематическим планом реализуемой образовательной программы. Только последовательность и поступательность образовательного процесса может привести к достижению планируемых результатов. Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Педагог должен четко представлять место конкретного занятия на пути достижения конечного результата, его связь с предыдущим и последующим занятиями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ИНТЕРЕСАМ

Организация и содержание занятия в объединении по интересам интегрируется вокруг основных принципов обучения.

Принципы – это научная платформа теории обучения, обоснование педагогической значимости и общественного смысла процесса обучения.

Основные принципы были сформулированы еще Я.А.Каменским, и в дальнейшем, усовершенствованы Е.Н.Медынским для внешкольного образования:

  • Научности (все сообщаемые учебные сведения должны находится в полном соответствии с современной наукой);
  • Природосообразности (обучение   организуется   в                                       соответствии                       с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • Последовательности и систематичности (линейная логика процесса от частного к общему);
  • Доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • Прочности;
  • Сознательности и активности;
  • Наглядности (привлечение   различных    органов   чувств   детей к восприятию);
  • Индивидуального подхода   (учет    индивидуальности    в условиях коллективной работы);
  • Заинтересованности и     мобильности    (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • Обеспечение отбираемой информации.

СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Что такое тип учебного занятия?

Тип занятия определяется уровнем освоения темы (от познания до присвоения и применения). Хотя единый подход к классификации занятий не выработан, среди обучающих занятий можно выделить следующие:

  1. Учебные занятия по передаче знаний.
  2. Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
  3. Учебные занятия закрепления знаний и навыков.
  4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
  5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).

Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Формы организации деятельности учащихся наиболее продуктивные в системе дополнительного образования:

  • практикум
  • творческая лаборатория
  • защита проекта
  • беседа
  • экскурсия (очная и виртуальная)
  • игра
  • интегрированное занятие
  • выездное занятие
  • соревнование
  • смотр
  • викторина
  • праздник
  • концерт
  • выставка
  • культпоход
  • КВН и др.

 

Методические рекомендации для молодых педагогов

Как сформулировать цель и задачи учебного занятия в системе дополнительного образования

Понравилась статья?

Поделитесь: