
В помощь молодому педагогу
ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ?
Занятие – это все то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую и т.п. Занятие в учреждении дополнительного образования характеризуется и как организационная форма обучения, и как временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его особенности. Как основная организационная форма, занятие целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие педагогические и воспитательные цели, дидактические задачи, содержание, методы, средства обучения, ожидаемые результаты и др.

Чем отличается занятие в дополнительном образовании от урока школе? В отличие от школьного урока оно менее регламентировано, более свободное в чередовании форм работы, насыщено различными видами деятельности, имеет другую систему оценивания результатов деятельности учащихся. Занятие в системе дополнительного образования прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к
действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).
Каждое занятие является запланированным и проводится педагогом в соответствии с учебно-тематическим планом реализуемой образовательной программы. Только последовательность и поступательность образовательного процесса может привести к достижению планируемых результатов. Каждое занятие должно рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Педагог должен четко представлять место конкретного занятия на пути достижения конечного результата, его связь с предыдущим и последующим занятиями.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ИНТЕРЕСАМ
Организация и содержание занятия в объединении по интересам интегрируется вокруг основных принципов обучения.
Принципы – это научная платформа теории обучения, обоснование педагогической значимости и общественного смысла процесса обучения.
Основные принципы были сформулированы еще Я.А.Каменским, и в дальнейшем, усовершенствованы Е.Н.Медынским для внешкольного образования:
- Научности (все сообщаемые учебные сведения должны находится в полном соответствии с современной наукой);
- Природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
- Последовательности и систематичности (линейная логика процесса от частного к общему);
- Доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
- Прочности;
- Сознательности и активности;
- Наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
- Индивидуального подхода (учет индивидуальности в условиях коллективной работы);
- Заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
- Обеспечение отбираемой информации.
СТРУКТУРА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Что такое тип учебного занятия?
Тип занятия определяется уровнем освоения темы (от познания до присвоения и применения). Хотя единый подход к классификации занятий не выработан, среди обучающих занятий можно выделить следующие:
- Учебные занятия по передаче знаний.
- Учебные занятия по осмыслению детьми знаний и их закреплению.
- Учебные занятия закрепления знаний и навыков.
- Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
- Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Формы организации деятельности учащихся наиболее продуктивные в системе дополнительного образования:
- практикум
- творческая лаборатория
- защита проекта
- беседа
- экскурсия (очная и виртуальная)
- игра
- интегрированное занятие
- выездное занятие
- соревнование
- смотр
- викторина
- праздник
- концерт
- выставка
- культпоход
- КВН и др.
Методические рекомендации для молодых педагогов
Как сформулировать цель и задачи учебного занятия в системе дополнительного образования