Рекомендации по использованию художественного фильма “Иди и смотри” в учреждениях образования

Художественный фильм «Иди и смотри» снят в 1985 году киностудиями «Беларусьфильм» и «Мосфильм». Авторы сценария – белорусский писатель Алесь Адамович и сценарист Элем Климов, режиссёр – Элем Климов.

Основная идея фильма – разоблачение оккупационной политики гитлеровской Германии на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Художественный фильм «Иди и смотри» можно использовать:

Вариант 1. Фрагментарно – на уроках истории в IX, XI классах при изучении тем, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, а также на факультативных занятиях «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» для визуализации изучаемого учебного материала.

Вариант 2. Фрагментарно – на классных, информационных часах, при проведении воспитательных мероприятий, посвященных победе советского народа в Великой Отечественной войне (IX–XI классы).

При подготовке мероприятия (урока) можно: дать обучающимся задание посмотреть фильм дома; предварить просмотр фильма экскурсией в Музей истории белорусского кино и посещением экспозиции, посвященной фильму (X-XI классы); порекомендовать учащимся познакомиться с содержанием книги «Я з вогненнай вёскі» (авторы: А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник).

Перед просмотром фильма целесообразно дать учащимся краткий комментарий.

Примерный комментарий.

Содержание фильма основано на исторических фактах, документальной хронике о событиях Великой Отечественной войны.

В основу сценария положены произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели». Но основным источником для написания сценария стала книга «Я з вогненнай вёскі» (авторы – А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник), в которой содержатся документально подтвержденные факты политики геноцида против белорусского народа в годы германской оккупации. Книга была написана по рассказам очевидцев.

Действие разворачивается на территории Беларуси в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов карательной акции фашистов.

Фильм вышел в прокат в 1985 году (к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне). Он был отмечен наградами на нескольких кинофестивалях. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» фильм «Иди и смотри» был признан лучшим фильмом 1986 года.

Рекомендуется предварить просмотр фильма вопросами, которые будут обсуждаться после просмотра для того, чтобы учащиеся сконцентрировали внимание на конкретных эпизодах.

Во время обсуждения фильма можно предложить учащимся задание: сравнить разные постеры фильма «Иди и смотри» (постер художественно оформленный плакат, который заключает в себе конкретную идею или образ) и ответить на вопросы:

  1. Чем отличаются постеры? Что в них общего?
  2. Какой постер выбрали бы вы?
  3. Как вы думаете, почему сценарий фильма первоначально назывался «Убейте Гитлера»?
  4. Режиссер фильма Э.Г. Климов исследует тему человека в войне. Он в деталях фиксирует изменения главного персонажа, очень часто показывает его крупным планом. …На глазах жизнерадостный наивный мальчик, в романтических тонах представлявший себе будни партизанского отряда, превращается в глубокого, поседевшего и морщинистого старика. Во время диалогов в фильме актеры обращены прямо в камеру, а значит и к зрителю. Как вы думаете, удалось ли режиссеру с помощью данных средств передать влияние войны на человека?
  5. Воспоминания о тяжелых днях и подвигах советского народа в годы Великой Отечественной войны сохранились в рассказах и фотографиях участников и свидетелей военных событий. В книге «Я з вогненнай вёскі» не просто истории людей, а истории смертей мужчин, женщин, стариков, детей. Читали ли вы книгу «Я з вогненнай вёскі»? Какие эмоции вы испытывали при прочтении книги и во время просмотра этого фильма?
  6. Как вы думаете, какая роль в картине Элема Климова отведена символам (разведывательный немецкий самолет, аист, оставшаяся в живых старуха)?
  7. Юноша видит в луже портрет Гитлера и начинает по нему стрелять, потом целится и стреляет в сменяющиеся кадры, где мелькает фигура фюрера. Он мстит за маму, любимых сестричек, за всех казненных и убитых на своей земле. Но вот перед глазами появляется Гитлер-младенец на руках у матери. Как вы думаете, почему выстрела не последовало?
  8. В чем замысел последних кадров фильма, на которых земля, ели покрыты снегом?
  9. Николай Гусовский в 1522 году в своей «Песне пра зубра» так говорил о войне: «Войны! Злачынная справа – вайна выклiкае гнеў мой, i слёзы, i боль». Прошло почти 500 лет с момента написания этих строк. Насколько они актуальны сейчас? Аргументируйте свой ответ.
  10. Режиссер Э.Г. Климов вспоминал о том, что он «несколько раз перечитал книгу «Я з вогненнай вескі» — документальные свидетельства людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии» (источник: https://back-in-ussr.com/2014/06/istoriya-sozdaniya-filma-idi-i-smotri.html). Эта книга начинается так: «Про фашизм человечество знает, кажется, все. Пепел миллионов-жертв его стучится в сердца людей. И все же кое-где пытаются снова и снова обелить эту чуму XX века — в глазах новых поколений, которые сами не пережили ужасов Второй мировой войны». Почему нужно помнить об ужасах фашизма? Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали?
  11. Есть ли (были ли) среди ваших близких очевидцы событий, показанных в фильме?
  12. Поменялось ли что-то в вашем восприятии войны после просмотра фильма?
  13. Над чем заставляют задуматься нас, современников, события, отраженные в данном фильме?

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего.

К ПРОСМОТРУ ФИЛЬМА МОЖНО ПЕРЕЙТИ ПО ССЫЛКЕ https://www.youtube.com/watch?v=UkkJZweYaLI

Понравилась статья?

Поделитесь: